1.1. Общие положения

Магистерская диссертация выполняется в итоге обучения по магистерской программе, «Магистр - это образовательно-квалификационный уровень выпускника магистратуры, который на основе квалификации бакалавра или специалиста получил углубленные специальные навыки и знания инновационного характера, имеет определенный опыт их применения и продуцирования для решения профессиональных проблемных задач в определенной области» [10, c.5].

К качеству подготовки магистра применяются ряд достаточно высоких требований: «Магистр должен обладать широкой эрудицией, фундаментальной научной базой, владеть методологией научного творчества, современными информационными технологиями, методами получения, обработки, хранения и использования научной информации, быть способным к плодотворной научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности» [10, c.5].

Магистерская диссертация – содержательно завершенная, самостоятельная, логичная, квалификационная работа: «это самостоятельная научно исследовательская работа, которая выполняет квалификационную функцию. Она выполняется с целью публичной защиты и получения академической степени магистра. Основная задача ее автора - продемонстрировать уровень своей научной квалификации, умение самостоятельно вести научный поиск и решать конкретные научные задачи» [13, c.4].

Качественное написание выпускной квалификационной работы может являться показателем готовности магистра к профессиональной и научной деятельности: «Магистерская диссертация (лат. исследование, рассуждение) есть самостоятельное научное сочинение, призванное подтвердить высокий академический уровень выпускника, его способность решать сложные практические и теоретические задачи, включая подготовку научных результатов и формулирование элементов научной новизны» [1, c.6].

Содержание магистерской диссертации должно решать задачи связанные с прикладной информатикой, и может решать научно-практические, научно-исследовательские, задачи проектирования, организационные задачи: «Магистерская диссертация является научным исследованием теоретического или прикладного характера, направленным на получение и применение новых знаний. Логическая завершенность магистерской диссертации подразумевает целостность и внутреннее единство работы, взаимосвязанность цели, задач, методологии, структуры, полноты, результатов исследования. Самостоятельность выпускной квалификационной работы магистра предполагает ее оригинальность, принципиальную новизну приводимых материалов и результатов или концептуально новое обобщение ранее известных материалов и  положений. Любые формы заимствования ранее полученных научных результатов без ссылки на автора и источник заимствования, а также цитирование без ссылки на соответствующее научное исследование не допускаются» [18, c.6].

Диссертация защищается публично, «Основная задача ее автора - продемонстрировать уровень своей научной квалификации, приобретение соответствующих компетенций, умение самостоятельно вести научный поиск и решать конкретные научные задачи» [10, c.6-7].

Магистрант в процессе написания магистерской диссертации получает навыки проведения научных, научно-практических исследований, получает опыт решения задач разработок в области прикладной информатики, получает навыки логического и научного формулирования и написания научных материалов: «При выполнении выпускной квалификационной работы обучающиеся должны показать свою способность и умение, опираясь на полученные углубленные знания, умения и сформированные общекультурные и профессиональные компетенции, самостоятельно решать на современном уровне задачи своей профессиональной деятельности, профессионально излагать специальную информацию, научно аргументировать и защищать свою точку зрения» [10, c.6].

Одной из  базовых задач написания магистерской диссертации является приобретение магистрантом профессионально значимых качеств: «в ходе работы над ней и ее публичной защиты решаются следующие образовательные задачи:

- происходит углубление, систематизация и интеграция теоретических знаний и практических навыков по направлению магистерской подготовки» [18, c.7];

«- развивается умение критически оценивать и обобщать теоретические положения, использовать современные методы и подходы при решении проблем в исследуемой области;

- формируются навыки планирования и проведения научного исследования, обработки научной информации, анализа, интерпретации и аргументации результатов проведенного исследования;

- развивается умение применять полученные знания при решении прикладных задач по направлению подготовки, разрабатывать научно обоснованные рекомендации и предложения;

- закрепляются навыки презентации, публичной дискуссии и защиты полученных научных результатов, разработанных предложений и рекомендаций» [18, c.7].

Магистерская диссертация должна отвечать ряду обязательных требований: « - магистерская диссертация должна быть целостным и законченным научным сочинением, в ней должны быть рассмотрены все основные аспекты выделенного объекта и предмета исследования;

- стиль изложения материала в магистерской диссертации должен быть строго научным, логичным и доказательным, исключая моменты чрезмерной конкретизации и детализации материала, а также схематичного и конспективного изложения;

- магистерская диссертация должна быть написана простым, понятным языком, исключая простонародные выражения и усложненную научную фразеологию;

- магистерская диссертация должна включать пронумерованные формулы, рисунки, таблицы, графики и диаграммы и иные средства;

- плагиат и компиляция в научной работе в целом и в магистерской диссертации в частности не допускаются. Необходимо четко указывать, из каких именно источников цитируется материал» [15, c.8].

 

Автор: к.п.н., магистр психологии Румянцев Сергей Александрович
 
Используемая литература


Загрузка беседы